На пути_огнепортал

На пути к легальному рынку. Реестр огнезащитных веществ и материалов, прошедших идентификацию

В настоящее время на рынке пассивной пожарной защиты сложилась сложная ситуация. В отрасли немало проблем, которые не только осложняют работу производителей огнезащитной продукции и подрядчиков, но фактически разваливают ее, превращая огнезащитную обработку в профанацию. В первую очередь это касается изобилия так называемого контрафакта и отсутствия единых стандартов, призванных поставить жесткие условия контроля качества проведенной огнезащитной обработкина конкретном объекте.

Ситуация с качеством
По мнению специалистов ТПК «Инфохим», очевидно, что потребителей зачастую привлекает низкая стоимость второсортных огнезащитных материалов, а неправомочно выданные сертификаты позволяют производителям посредством недобросовестной конкуренции вводить в оборот продукцию, несоответствующую обязательным требованиям безопасности. Сегодня многие компании получают обвинения в нечестной конкуренции, позиция же абсолютного большинства участников рынка огнезащиты относительно этого вопроса предельно ясна: «Конкуренция в сфере пассивной пожарной защиты существует, причем достаточно высокая. Вся разница в том, добросовестная она или нет. Есть предприятия, которые выпускают высококлассные материалы, и мы перед ними снимаем шляпу. Но присутствуют и те, кто поставляет некачественную продукцию и не гнушается покупкой сертификатов, о них все знают».

Необходимо отметить, что вести борьбу с производителями низкопробной огнезащитной продукции достаточно сложно. Рынок слишком велик и разрознен, порой даже узнаваемый бренд не гарантирует высокого качества материала.

На пути 1Итак, основные игроки на рынке:

− производители (поставщики) огнезащитных материалов;
− органы по сертификации, выдающие сертификаты на огнезащитные
составы;
− организации-подрядчики, выполняющие заказы на обработку строительных конструкций и материалов огнезащитными составами;
− потребители (заказчики).

Как правило, потребитель заинтересован в минимизации затрат на проведение любых противопожарных мероприятий. Решающим фактором становится ценовая конкуренция за получение заказа на огнезащиту. То есть выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену.

С потребителем напрямую работает организация, имеющая лицензии на право проведения огнезащитных работ. Для снижения стоимости контракта недобросовестные организации порой применяют контрафактную продукцию, выдавая ее за сертифицированную. Также они закупают качественную продукцию, но в меньших объемах, чем требуется для защиты объекта, а иногда разбавляют огнезащитные составы, имитируя проведение работ.

Соответственно, у добросовестного производителя огнезащитных составов падают объемы продаж, и он вынужден предпринимать действия по удешевлению продукции. В результате на рынке появляются второсортные огнезащитные материалы, которые вытесняют качественные.

Порочный круг
Производители и поставщики сертифицируют продукцию в обязательном порядке. В настоящее время средства огнезащиты проходят процедуры обязательной сертификации по техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности. Однако на рынке сертификации жесточайшая конкуренция. Все еще продолжают работать организации, нарушающие правила сертификации. Таким образом, у недобросовестных поставщиков и производителей все еще есть возможность поставлять на российский рынок средства огнезащиты, несоответствующие обязательным требованиям пожарной безопасности. В результате на объектах защиты − серьезные нарушения требований пожарной безопасности, а добросовестные производители, которые вкладывали деньги в научные разработки, покупку дорогостоящего оборудования, обучение персонала, несут большие потери от действий мошенников, пользующихся некомпетентностью и «домовитостью» заказчика. Стоит отметить, что маховик этого порочного круга раскручивается, и если его не остановить, то пассивная пожарная защита перестанет выполнять функции.

Жесткий учет
По мнению специалистов, решить проблему может идентификация средств огнезащиты. Эта процедура состоит в сравнении уникальных характеристик огнезащитных веществ и материалов, произведенных изготовителем и прошедших сертификацию, с характеристиками продукции, примененной на конкретном объекте защиты. По результатам специальных испытаний возможно подтвердить (или опровергнуть) принадлежность средств огнезащиты к тому, что производится изготовителем. В этом случае можно понять, кто недобросовестен − производитель, поставщик или исполнитель работ.

После окончания работ по нанесению огнезащитного состава заказчик за небольшую плату может проверить, что реально ему нанесли, будь то разбавленный состав или нет. Органы ГПН также могут контролировать, что нанесено на конкретном объекте.

Но для того чтобы каждая подобная проверка не сопровождалась запросами у производителя образцов продукции, их пересылкой через всю страну, необходим реестр.

Простые правила
Реестр включает в себя сведения об огнезащитных веществах и материалах, предназначенных для обеспечения требуемых пределов огнестойкости строительных конструкций. Основные задачи ведения реестра:

− регистрация сведений об огнезащитных материалах, прошедших идентификацию, и их производителях;
− хранение и обеспечение достоверности информации, находящейся в реестре;
− хранение образцов материалов, прошедших идентификацию;
− обеспечение сравнительного анализа идентификационных признаков представляемых материалов с хранящимися в базе данных признаками, в том числе с образцами материалов.

В реестр включается информация о твердых (в том числе сыпучих) и жидких материалах. Включение материалов в реестр добровольное и имеет целью информировать потребителей о высоком качестве материалов, возможности их идентификации и прослеживаемости на всех этапах жизненного цикла объекта защиты. Пользователи реестра: федеральные органы исполнительной власти, потребители огнезащитных материалов всех форм собственности, поставщики огнезащитных материалов, иностранные представительства, заинтересованные в продвижении на российский рынок качественной огнезащитной продукции.

В настоящее время реестр находится в общем доступе, содержит уникальные цифровые и качественные характеристики, присущие исключительно испытанным образцам продукции, а также сведения об организациях, производящих и реализующих конкретные марки средств огнезащиты.

Таким образом, заинтересованный потребитель, производитель, надзорный орган, специалист инструментального контроля в любом субъекте РФ имеет возможность установить достоверность представленной продукции и принять соответствующие меры.

На пути 2

Порядок включения
Организация-заявитель, претендующая на включение материалов в реестр, представляет держателю реестра заявку о включении их материала, к которой прилагаются копия нормативной документации на материал и его контрольный образец, отобранный в соответствии с требованиями стандарта организации.

Держатель реестра направляет заявку и прилагаемый образец материала вместе с нормативной документацией в лабораторию НТЦ для регистрации по установленной форме и исследований. Лаборатория принимает и регистрирует полученные материалы, проводит идентификацию по установленной форме. Сроки проведения оценки продукции, как правило, составляют 10−12 рабочих дней.

Результаты исследований лаборатория оформляет в установленной форме на электронном и бумажном носителе и передает их (вместе с сопутствующей документацией и образцами) в НТЦ.

Основанием для отказа от включения идентификационных характеристик в реестр может служить:

− несоответствие материала установленным в нормативной документации органолептическим признакам;
− недостоверность представленной заявителем информации (документации).

Решение об отказе или включении материала в реестр принимает комиссия держателя реестра. В случае отказа от включения материала в реестр его держатель в десятидневный срок после принятия решения направляет организации-заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

При положительном решении о включении идентификационных характеристик материала в реестр организация-заявитель получает свидетельство.

Срок действия свидетельства, нахождения в реестре материалов, прошедших идентификацию, определяется их сроком службы, определенным в нормативной документации на материал.

Цели сравнительных исследований заключаются в пресечении распространения контрафактных материалов, выявлении фальсифицированных и несоответствующих заявленным свойствам материалов. Для получения подтверждения соответствия материалов идентификационным характеристикам, внесенным в реестр, юридическое или физическое лицо может получить идентификационные характеристики представленного на исследование материала. Для получения сравнительной идентификационной характеристики заявитель представляет держателю реестра заявку на проведение исследований по установленной форме. Исследования образцов материалов проводятся для сравнения с идентификационными характеристиками материалов, находящихся в реестре, и установления их принадлежности.

На пути 3

Николай Афанасьев
Дарья Ваганова

Смотрите также

В горевшей в Ростове высотке огонь распространялся по фасаду

21 сентября в центре Ростова горела 10-этажная гостиница Torn Haus. Огонь распространялся по фасаду здания. …

3 Комментарии

  1. Класно. Не плохо бы было, чтобы при экспертизе проекта на огнезащиту. Руководствовались
    данным реестром.

  2. Rx3.fireproof

    Мда..
    Судя по приведенному примеру, люди из реестра считают, что 20 % смесь воды с этиловым спиртом дает тот же самый терапевтический эффект, что и ее 40 % «контрафактный» аналог.
    Интересно адгезия в 1 балл дана для покрытия в 200 мкм или они послойно наносили по 200 мкм до 1 мм и мерили адгезию каждого слоя.

    Дьявол, как говорится, скрывается в мелочах.

  3. 80% недобросовестных обработчиков можно поймать на не соответствии проектных и фактических толщин. Интересно, как заказчик будет идентифицировать продукцию на месте — баночку с краской отправлять? Сколько это ему обойдется? Вообще затея это очень похожа на очередной «знак качества» на упаковке. Маркетинг, не более.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя

Ваш e-mail

Контактный телефон