Предложение и спрос. Как защитить российских производителей огнезащитных материалов от контрафакта?

В условиях роста рынка отечественным производителям огнезащитных материалов становится все труднее сдерживать натиск «кустарей». Объемы строительства создают спрос, удовлетворить который стремятся все, в том числе и гаражные производители. Для того чтобы избежать возможных трагедий, необходимы усилия как со стороны заказчиков, контролирующих органов, так и со стороны самих производителей огнезащитных материалов.

УСПЕХ ОЧЕВИДЕН
Минувший год ознаменовался не только рекордным объемом добычи нефти. Более 83 миллионов квадратных метров жилья было возведено в России в 2014 году – это рекорд. Как сообщил Михаил Мень, министр строительства РФ, порядка 40 % из этого объема – жилье экономического класса. «Только в декабре, когда наблюдалось резкое падение курса рубля, было сдано 248 тысяч квартир», – заявил М. Мень. По сравнению с 2013 годом общий прирост составил 17,7 %. Лидером по вводу жилья по итогам года Предложение 1 огнестала Московская область (более 7,5 миллиона квадратных метров). Второе место занимает Краснодарский край (почти 4,3 миллиона квадратных метров). На третьем месте Москва, там было введено 3,3 миллиона квадратных метров жилья. Откат объемов строительства в столице связан с тем, что все самые лакомые пространства под застройку уже заняты. Кроме того, существует удивительная корреляция между ценами на углеводороды и объемами строительства в Москве. Министр также отметил, что всего в России в минувшем году было построено 1,83 миллиона квартир, что на 18 % выше, чем годом ранее. Причем структура застройки практически не поменялась. Таким образом, в минувшем году рынок строительства, даже не смотря на обвал курса российского рубля в ноябре–декабре, был на подъеме. Косвенно подтверждает это рост объемов закупки огнезащитных материалов, а также лаков и красок. Так, за минувший год в России было произведено 853 тысячи тонн лакокрасочных материалов на основе полимеров. Прирост составил 7,2 %. Он не перекрыл сокращения объемов импорта (-10 %) лаков и красок из-за рубежа, однако, по сравнению с двумя предыдущими «депрессивными» годами, успех российских лакокрасочников был очевиден.

КТО ЭКОНОМИЛ, ТОТ ПОТЕРЯЛ
Большую половину прошлого года иностранные производители чувствовали себя на российском рынке неуютно. Санкции, которые ввели страны Запада против РФ, действовали чисто психологически до того момента, пока из-за необходимости выплачивать по кредитам огромные суммы в валюте не начал рушиться российский рубль. Официальные представители иностранных компаний вынуждены были покупать продукцию за запредельное количество рублей, а также серьезно повышать цены, чтобы не остаться внакладе. Разумеется, в этих условиях не только на внутреннем, но и на внешнем рынке преимущество получили отечественные производители. Основные траты осуществлялись в рублях, а экспортные расчеты идут, как правило, в долларах и евро. Так что все российские товары получили значительное конкурентное преимущество на внешних рынках именно за счет лучшей цены. Эта ситуация сказалась на иностранных фирмах, которые размещали свои предприятия в России. Заводы с высокой локализацией производства получили значительные прибыли. Те, кто в России лишь расфасовывал продукцию и экономил на таможенных сборах, столкнулись с проблемами. Так как они по-прежнему закупались по ненормальному курсу за рубежом и вынуждены были продавать товар, повышая цены. Этой ситуацией и воспользовались российские производители стройматериалов. Рынок в 2014 году рос. Однако нервозность его участников сохранялась. Главным вопросом был курс рубля, а также сроки и глубина взаимных торгово-экономических ограничений. Лишь ко второму кварталу 2015 года стало понятно, что вялотекущие санкции останутся таковыми, а рубль вернулся к своему «нормальному» курсу относительно основных мировых валют.

СИЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТЫ
Предложение 2 огнеНа растущем рынке остро встает вопрос нехватки материалов, в том числе и огнезащитных. Эта ситуация существенно активизирует всякого рода дельцов, готовых конкурировать за гранью фола. Как отметил Георгий Здоренко, генеральный директор ООО «Арка-мост», рынок огнезащитных материалов узок, крупные компании друг друга знают. Именно поэтому конкуренция на нем высокая, она продолжает расти быстрыми темпами. «Несмотря на то, что европейские фирмы составляют серьезную конкуренцию российским, отечественные материалы выбирают чаще, так как в производстве мы учитываем опыт зарубежных коллег, при этом цены у нас более приемлемые. Есть компании, которые действительно заинтересованы в разработке новых качественных решений, однако всегда существуют и такие, цель которых – как можно быстрее заработать. Фирмы-однодневки выпускают некачественный товар, а затем уходят в тень, избегая таким образом последствий», – отметил Г. Здоренко. Он также подчеркнул, что для того, чтобы сделать действительно качественное огнезащитное изделие, нужен производственный цикл не меньше года. В сущности, скопировать, например, краску и выдавать ее за чудесное огнезащитное средство не так уж сложно. Даже в самом пиковом случае судебная практика по делам о производстве контрафактного товара в России минимальна. Так, например, предприимчивый гаражный производитель из Чувашии, который «копировал» продукцию ОАО «Химпром» (г. Новочебоксарск), получил срок только потому, что его краска по концентрации вредных для здоровья веществ превышала в десятки раз оригинальную продукцию. О чем можно говорить, если промышленный шпионаж, за который раньше отправляли далеко и надолго, сейчас карается штрафом и условным сроком?! Причем касается это таких ключевых отраслей, как авиастроение и производство газовых турбин. В этом смысле государство переложило ответственность за сохранность «военной тайны» на плечи производителей. Так что одной из основных проблем отрасли остается борьба с контрафактной продукцией.

ТАКАЯ СФЕРА
Огнезащита – это такая сфера, в которой оценить качество проведенной работы можно только в условиях аварийной ситуации. До момента возгорания мало кто может сказать, правильно ли были проведены работы и будет ли огнезащита действительно эффективной, как это указано на бумаге. Поэтому только присутствие грамотных независимых специалистов, которые дорожат своей репутацией, может поменять эту ситуацию к лучшему. Так, 11 марта 2015 года в ТЦ «Адмирал» в Казани произошел пожар. В результате него погибли и получили ожоги десятки людей. По факту пожара возбуждено несколько уголовных дел. Первое уголовное дело было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного в части 3 статьи 219 УК РФ («Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека»), и 12 марта принято к производству следственным управлением Следственного комитета РФ по Татарстану. В ходе расследования уголовного дела задержаны директор ООО «Заря» (арендатора торгового комплекса) Гусейн Гахраманов и его заместитель по технике безопасности Николай Каекин. Фигурантов подозревают в том, что они не организовали должным образом работу сотрудников службы безопасности торгового центра по эвакуации людей и не обеспечили технику безопасности. После пожара в «Адмирале» в российских регионах были организованы проверки исполнения пожарного, градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, трудового и миграционного законодательства в торговых комплексах с массовым скоплением людей. В ходе таких проверок в торговых центрах по всей стране были выявлены нарушения, выражающиеся в ненадлежащем обеспечении помещений торговых объектов автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения и управления эвакуации людей при пожаре и автоматического пожаротушения, в отсутствии противодымной вентиляции, осуществлении торговли на путях эвакуации и их загромождении, ненадлежащем проведении проверок наружного противопожарного водоснабжения. Как отметил Александр Рымарев, главный государственный инспектор Челябинской области по пожарному надзору, такие ЧП очень серьезно расследуются, выясняются причины, проверяются строительные конструкции. С 2007 года (согласно градостроительному кодексу) Госпожнадзор не участвует в землеотводе, проектировании и надзоре за ходом строительства новых зданий, а также в их «приемке». Прежде чем любое новое здание или сооружение будет введено в эксплуатацию, проверяет его только стройнадзор. Пожарные же появляются на объекте только через три года. «В том случае, если объект не прошел независимую оценку риска. Если такой аудит пройден, то считается, что объект соответствует требованиям пожарной безопасности. Другое дело, что в большинстве случаев эта оценка может быть лишь формальностью. Она в свою очередь может быть следствием применения контрафактной продукции при строительстве», – заявил А. Рымарев.

Предложение стройка

ЭКОНОМИЯ ВО ВСЕМ
Огнестойкость конструкций, из которых было построено сгоревшее здание в Казани, составляла всего пятнадцать минут. «Но что такое пятнадцать минут? Как минимум такое здание должно было иметь предел огнестойкости на два с половиной часа, то есть 150 минут! То есть надежности требовалось в десять раз больше! Здесь большую роль играет наличие контрафактной продукции на объекте. Как может представитель пожарной службы заявить, мол, такой-то материал не имели права здесь использовать, если к нему приложен сертификат?!», – заявил Рашид Ахтямов, генеральный директор Института «Урал НИИстрой». Он также посетовал, что контролю системы сертификации строительной продукции сегодня уделяют катастрофически мало внимания, а это сильно бьет по качеству обеспечения пожарной безопасности. По его словам, лишь 30–40 % всей продукции в области огнезащиты (за исключением средств спецавтоматики), которая позволяет спасти здание во время пожаров, предотвратить конструкции от падения на людей, соответствует требованиям и тем самым обеспечивает безопасность людей. Прежде чем заключить договор на оказание тех или иных услуг, многие крупные компании, а также госучреждения обязаны объявить тендер. Зачастую главным условием тут становится цена. Сегодня все стараются экономить на всем. Выбор может быть сделан в пользу того, кто предлагает наименьшую цену, а не в пользу того, кто работает исключительно с сертифицированными материалами. «Мы действительно сегодня зажаты в рамках различных тендеров, конкурсов. Это притча во языцех, но это большой тормоз для нормального качества строительства и серьезного разговора о безопасности людей. Наше предприятие занимается установкой систем оповещения о пожаре, дымоудаления и пожаротушения в различных зданиях. Кроме того, мы осуществляем регулярное техническое обслуживание установленных нами же систем. Но только в том случае, если собственник это обслуживание заказывает. Да, это регулярные дополнительные затраты», – отметил Владимир Гамбург, генеральный директор компании «ЮжУралСпецАвтоматика». Так, стоимость оборудования противопожарной системой ТРК в зависимости от его площадей будет колебаться от четырех до шести миллионов рублей, а ежегодное обслуживание этой системы – от 30 тысяч. Деньги не так уж велики для тех, кому по карману владеть такими комплексами, но половина собственников предпочитает эти средства экономить.

АЛГОРИТМ ПОРЯДКА
Разработка и принятие ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предполагали наведение порядка в нормативной базе, испытаниях, сертификации и осуществлении контроля за выпуском продукции пожарно-технического назначения, в том числе огнезащитных материалов и систем, а также контроль над выполнением работ по их монтажу. Закон предусматривает ряд процедурных мероприятий, предшествующих нормативно-правовой возможности использования огнезащитных материалов на строительных площадках. Предприятие-производитель подает заявку в Предложение 3 огнеаккредитованный сертификационный орган, и специалисты органа по сертификации выезжают на предприятие, проводят анализ состояния производства, проверяют всю техническую документацию и оформляют соответствующие акты. Затем осуществляется отбор образцов испытуемых материалов; огневые испытания защищенных конструкций проводятся в аккредитованной испытательно-пожарной лаборатории, по результатам испытаний выдается сертификат на огнезащитную эффективность покрытия или на фактическую огнестойкость строительных конструкций и инженерных сетей. В течение всего срока действия сертификата специалисты органа по сертификации осуществляют периодический инспекционный контроль производства. К сожалению, в течение последних лет наблюдается массовое проникновение на рынок огнезащиты материалов и систем, которые при анализе их технических показателей иначе как контрафактом характеризовать нельзя. А ведь речь идет о сохранении человеческих жизней и колоссальных материальных ценностей в случае возникшего пожара. Пользуясь законодательной лазейкой: принципом «что не запрещено, то разрешено», в стране начали расти как грибы после дождя коммерческие сертификационные центры, сотрудники которых, зачастую работая в режиме home office, заваливают производителей бесконечными предложениями. Оформление сертификата возможно даже без инспекции производства, отбора образцов и вообще без испытаний. В результате появляются чудовищные по своим показателям «сертифицированные» материалы и системы.

***
Так или иначе в условиях, когда спрос на огнезащитные материалы растет, усилий их производителей для наведения порядка на рынке недостаточно. Нужна еще и добрая воля заказчика, которому в конечном итоге и придется эксплуатировать возведенные объекты. При временных успехах изготовителей отечественных строительных материалов, которые имели место в минувшем году, следует признать, что реальная ситуация в экономике далека от идеальной. В условиях, когда сокращается норма прибыли строительных корпораций, не исключен вариант, когда они будут экономить. Причем экономить на безопасности, в том числе – на самом элементарном.

Александр Семухин

Смотрите также

Acotec выходит на рынок ОАЭ

Компания Acotec (Бельгия) подписала соглашение с Sap & Kaps Petroleum Services (SKPS) о распространении продукции …

Добавить комментарий