Крым. У огнестойкости нет и не может быть переходного периода

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» перед нами в числе прочих стоит важнейшая задача обеспечения безопасности человека и его имущества от стихии пожара.

СХЕМЫ РАЗВИТИЯ
Обеспечение пожарной безопасности как запроектированных ранее, так и незавершенных строительством объектов остается сложнейшей проблемой, и основой ее решения может быть только взвешенный и безошибочный переход от одной нормативной базы к другой не только в части требований пожарной безопасности, но и в части производства противопожарных работ, контроля их качества, подтверждения соответствия и соблюдения правил противопожарного режима.

Это связано с тем, что российское и украинское сообщества со времен раздела СССР развивались по разным схемам социального устройства государства. Об этом было сказано на заседании круглого стола «Политическая реальность Крыма: будущее, тенденции, риски, возможности», проведенного по инициативе ассоциации политологов Крыма «Крымский экспертный клуб». Эта тема также поднималась в ряде других конференций, организованных при поддержке Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности, предприятий «Вежливые краски», «Центр строительного контроля» совместно с руководством строительного комплекса Крыма и управлениями МЧС России по Республике Крым и городу Севастополю.

ПОЖАРНЫЙ АУДИТ
По норме ДБН В.1.1-7-2002 «Защита от пожара. Пожарная безопасность объектов строительства» степеней огнестойкости семь, а по техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности – пять, причем пределы огнестойкости, соответствующие этим степеням, отличаются (таблица 1). Из данных таблицы видно, что приведение ранее обеспечивающихся пределов огнестойкости, требуемых в настоящее время, не во всех случаях представляется возможным. Это относится и к классу пожарной опасности строительных конструкций (таблица 2). Приведение пределов огнестойкости и конструктивной пожарной опасности строительных конструкций необходимо начинать с их обследования, которое во многих случаях выявляет необходимость либо повторной огнезащитной обработки конструкций, либо удаления старого покрытия и нанесения нового. Как это сделать на эксплуатируемом объекте? А если документации не сохранилось? Кроме того, по требованиям ст. 64.1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и Приказа МЧС РФ от 24 февраля 2009 года № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» для объектов защиты следует разрабатывать Декларацию пожарной безопасности. Опыт разработки таких деклараций в Республике Крым показывает, что формальным заполнением Декларации без проведения пожарного аудита обойтись невозможно, поскольку несоответствий состояния вопроса на объектах, в том числе особо опасных и с массовым нахождением людей, много. Основными из этих несоответствий выступают состояние и протяженность путей эвакуации, расположение и размеры противопожарных разрывов и состояние систем автоматического пожаротушения.

Крым табл 1

ОЦЕНКА РИСКОВ
Малое время, прошедшее после возвращения Крыма в состав РФ, не позволило пока специалистам в области пожарной безопасности в полной мере освоить и правильно применять нормативную базу РФ. Каким может быть выход из создавшегося положения? Только один – перед составлением декларации пожарной безопасности в обязательном порядке проводить пожарный аудит объекта. Результатом такого аудита должно стать не только составление декларации, но и знание собственником объекта защиты действительного положения дел на нем.

Опыт такой работы выявил еще одну серьезную проблему. Казалось бы, можно разработать мероприятия, компенсирующие несоответствие действующим нормативам и подтвердить их эффективность расчетами по оценке пожарного риска (ст. 64.2) Технического регламента. Однако это не всегда выполнимо, поскольку расчет по оценке риска позволяет оценить риск человека, находящегося на объекте. А если не соблюдается противопожарное расстояние между объектами, принадлежащими разным собственникам? Здесь могло бы помочь исполнение требования пункта 3 статьи 64 Технического регламента о страховании ущерба третьим лицам, но нет методики расчета страховой премии… замкнутый круг и проблема, которую надо решать незамедлительно. В Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации президент Владимир Путин сказал: «Для этого в полную силу задействовать новые факторы развития. Какие факторы? Они тоже хорошо всем известны. Это благоприятный инвестиционный климат и современные технологии».

Крым табл 2

***
Изучение состояния вопроса обеспечения огнестойкости объектов защиты в Республике Крым и городе Севастополе показало, что на текущий момент вопросов по ее качественному обеспечению пока больше, чем ответов. Прежде чем приступать к реализации мероприятий по исполнению требований нормативных правовых актов и нормативных документов по обеспечению огнестойкости, в частности пожарной безопасности, следует провести аудит состояния систем пожарной безопасности объектов, который является достаточно затратным мероприятием. Без создания комплексной программы такого планового аудита качественное решение вопроса обеспечения безопасности наших сограждан и нас, которые, несомненно, будут отдыхать, поправлять там здоровье, невозможно.

Олег Ламкин, к.т.н., старший научный сотрудник, заместитель председателя рабочей группы НСОПБ по вопросам огнезащиты строительных конструкций, инженерных систем и материалов

Смотрите также

Власти Канады выделят средства на строительство огнестойких домов

В Канаде федеральные власти выделят 77 млн долларов на восстановление коммуны Литтон (Британская Колумбия). Большая …

Комментарии

  1. Специалист

    Каким образом в таблице 2 сопоставляются требования по распространению пламени по материалам и классу пожарной опасности конструкций?

Добавить комментарий