Российский рынок огнезащиты. Замкнутый круг

Как самостоятельная отрасль индустрия огнезащитных материалов начала развиваться относительно недавно. Прямая связь с гражданским и промышленным строительством предопределила ее основные недостатки, а «болезни роста» оказались идентичны проблемам сферы антикоррозионной защиты.

К 2014 году емкость мирового рынка огнезащитных материалов должна достичь отметки в 6,1 миллиарда долларов США.  К слову, в 2008 году она составляла 4,1 миллиарда долларов, в 2009 – 4,3 миллиарда долларов, т. е. рост происходил даже не фоне мировой рецессии. На дальнейшее аналитики прогнозируют 7%-й ежегодный прирост. При этом предполагаемые темпы развития мировой химической промышленности – всего по 2,7 % в год.

На российском же рынке ситуация сложилась не столь радужная, но, как отмечают исследователи, потенциал его огромен. В последнее время на отрасль негативно влияет ряд факторов. В первую очередь это невозможность увеличения производственных мощностей, которая напрямую связана с ограниченными возможностями при выходе на новые рынки сбыта. При этом постоянно ужесточается конкуренция как со стороны крупных иностранных корпораций, так и со стороны недобросовестных производителей, которые выпускают товары с низкой себестоимостью и сомнительной огнестойкостью.

Кроме того, значительная доля заказов поступает от бюджетных организаций. Как правило, они не располагают специалистами, которые способны на должном уровне проконтролировать качество работ. Этим всегда готовы воспользоваться подрядные организации (нарушение технологии, «экономия» на материалах и т. д.).

«На строительную площадку наши специалисты приезжают только для консультаций. Наша компания нередко сталкивается с проблемой подмены материалов на строительных объектах. По сути, проектировщики закладывают один материал с необходимыми технологическими и эксплуатационными характеристиками, а на деле используются совсем другой. Кто виноват в такой ситуации, очень сложно сказать, так как мы реализуем нашу продукцию не на напрямую, а через дистрибьюторов», – отмечает Алевтина Популова, начальник технического отдела ООО «Кнауф Маркетинг Челябинск».

Примером «непрозрачности поставок» расходных материалов стало строительство тоннеля в Унцукульском районе (Дагестан). Сдача объекта постоянно откладывается, хотя представители ОАО «Мостоотряд-99» утверждают, что работа идет с опережением графика. Огнезащитные материалы привозят из других регионов России, но поставки осуществляются нерегулярно и в малых количествах.
Сходная ситуация возникла и при возведении Ледового дворца в Иркутске. В настоящее время на объекте завершаются строительно-монтажные работы и внутренняя отделка помещений. У горожан комплекс получил прозвище «Памятник неизвестному прорабу». Строительство обошлось бюджету города в 945 миллионов рублей. Зимой основное внимание было сосредоточено на огнезащите металлических конструкций (использовались интумесцентные огнезащитные материалы), которой занималась иркутская фирма «Эльга». Компания неоднократно задерживала поставки продукции, из-за чего пришлось отложить открытие дворца на конец третьего квартала 2012 года.

www.shieldindustries.com

Вдобавок сама система получения заказов на строительство и поставку огнезащитных материалов вынуждает «экономить на объектах». По сути, основным критерием, который определяет «победителя госзакупок», является низкая цена. Зачастую для того, чтобы получить подряд на крупный объект, необходимо занизить стоимость работ, а значит, наперед нарушить технологический процесс. Кроме того, существует практика многократной сдачи объектов в субаренду, что также денег не добавляет.

«Структуры, которые закупают материалы, постоянно проводят тендеры, пытаются найти самый экономичный вариант. А ведь квадратный метр огнезащитного материала на основе минеральной ваты для металлических конструкций не может стоить дешевле 400 рублей. В России, к сожалению, не существует отлаженной системы маркетинга. Поэтому мы постоянно сталкиваемся с недобросовестной конкуренцией, порядка 80 % компаний пытаются просто копировать нашу продукцию», – заявляет Андрей Конышев, начальник отдела огнезащитных материалов ОАО «Тизол» (Нижняя Тура, Свердловская область).

Все материалы, так или иначе, получают сертификат качества. Однако насколько он соответствует документально подтвержденным характеристикам, сказать может не каждый. Проверять же огнезащитную эффективность в действии берутся немногие. В конечном итоге в случае ЧП доказать вину какой-либо из сторон практически невозможно. «Заказчики и госструктуры должны принимать непосредственное участие в проверке качества огнезащитных составов, причем на всех этапах: от производства товаров и проектирования зданий до монтажа и эксплуатации. К помощи независимых экспертов необходимо прибегать в спорных ситуациях. Важно развивать расчетные методики по определению огнестойкости и толщины огнезащитного покрытия», – утверждает Артем Акулов, старший преподаватель кафедры пожарной безопасности в строительстве Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России.

И опять же возможности по осуществлению контроля качества со стороны заказчика ограничены дефицитом квалифицированных кадров. Другой вариант – привлекать независимых экспертов.

«По моему глубокому убеждению, контролировать качество огнезащитных материалов все-таки должны независимые эксперты. В Европе уже давно действует система страхования объектов. Сами страховые компании заинтересованы в тщательной проверке используемых материалов, в пресечении возможной подмены продукции», – утверждает Алевтина Популова.

В большинстве случаев огнезащитные системы «работают» в комплексе с антикоррозийными покрытиями. Принцип прост – неизвестно, будет ли здание гореть, но корродировать металлоконструкции будут точно. Причем специалисты по антикоррозионной защите не всегда одобряют материалы смежников. Так, Дмитрий Бессонов, генеральный директор ЗАО ПП «Волкомпани» (Екатеринбург), отметил, что контроль в отрасли должен быть очень серьезным. Сама индустрия огнезащитных материалов развивается чуть больше десяти лет, но пока так и остановилась на стадии роста. Объясняется это еще и тем, что компании, осуществляющие работы по антикоррозионной защите, реже сотрудничают с бюджетными организациями и чаще выполняют заказы крупных корпораций («Газпрома», «Роснефти» и «Транснефти»), которые давно разработали свои нормативы качества.

Получается, что качественный и количественный рост в сфере огнезащитных материалов напрямую связан с процессом «наведения порядка» на рынке. Для того чтобы нормативная база и технологический процесс соответствовали друг другу и здравому смыслу, необходима грамотная координация всех систем в отрасли. Только тогда производитель будет заинтересован в разработке и сертификации новых материалов, а подрядные организации перестанут работать на уровне фирм-однодневок, получив новый стимул к развитию.

Александр Семухин

Смотрите также

Компания О3 презентовала инновационный продукт ТРИОФЛЕЙМ 9000 на конкурсе «Национальная безопасность» в рамках форума «ЛЕСПОЖТЕХ»

17 октября 2023 года в Москве на ВДНХ Компания О3 представила максимально заинтересованной и вовлеченной …

Добавить комментарий