Статья про Казань

Старые проблемы и новые возможности. Конференция «Огнезащита и пожарная безопасность» в Казани

Представители российского рынка огнезащиты встретились в апреле на конференции «Огнезащита и пожарная безопасность» в Казани, следом за трагичными событиями в торговом доме «Адмирал», где огонь унес жизни 17 человек.

Началась конференция именно с минуты молчания в память о погибших в пожаре «Адмирала». Каждый вспомнил, что работа на рынке огнезащитных материалов обязывает нас максимально строго подходить к вопросам их производства.

Евгений Кузнецов, член рабочей группы Ассоциации НСОПБ по вопросам огнезащиты строительных конструкций, инженерных систем и материалов, призвал всех не задаваться вопросами, кто виноват в трагедии и что делать, а вместе подумать, как можно предотвратить подобные ситуации.

ЗАМЕЩАТЬ СТАЛО НЕЧЕГО?
Импортозамещение, отечественную идею фикс последнего года, успели обсудить все. Очевидно, что представители рынка – производители огнезащиты – не могли обойти этот вопрос стороной. И если раньше качество материалов гарантировало их «иностранное происхождение», потому что достойных аналогов в России не было, то теперь многие компании сошлись во мнении: хорошее сырье в стране есть (при этом своих поставщиков, конечно, никто не называет).

«Качественное сырье в России есть, – подтверждает Николай Муклаков, заместитель генерального директора по продажам компании RedBuilding, – но найти надежного поставщика проблематично. До кризиса мы использовали импортные сырьевые материалы, что, конечно, существенно влияло на стоимость нашей продукции. Сейчас мы закупаем отечественные компоненты, но некоторые из них нам пришлось искать около четырех лет, потому что силиконовая промышленность в России вымерла». Н. Муклаков рассказал, что иногда с поставщиками приходится долго бороться, прежде чем будет достигнут уровень, позволяющий заменить импортный аналог. По словам Дмитрия Дудкова, территориального представителя Rockwool, в связи с курсом на импортозамещение особых мер компании предпринимать не пришлось: «На производстве это практически не сказывается, потому что 95–99 % сырья мы все-таки имеем в России».

«ISO 90001 требует, чтобы у каждого компонента был как минимум один запасной – чтобы была возможность дублирования», – объяснил Павел Гончаров, главный специалист технического управления ПТК А+В Promat. В таком случае, если поставщик сырья закроет доступ, производителю не придется прекращать выпуск материала на время поисков замены. П. Гончаров согласился, что отечественные заводы могут предложить хорошее сырье, с небольшой оговоркой: «Вермикулит, к сожалению, приходится привозить из-за рубежа, хотя и там его не так много – три месторождения: в Китае, ЮАР и Бразилии».

«Камень мы добываем на местных карьерах, но есть компоненты, которые мы вынуждены покупать у иностранных компаний, – в свою очередь добавил Д. Дудков. – Аналоги этих компонентов также представлены на рынке, но их качество нас не устраивает».

«Импортозамещение» подразумевает не только поиск отечественных сырьевых компонентов, отчасти это касается и технологий. Д. Дудков обратил внимание на то, что рецептуры материалов на заводах могут варьироваться. Это связано с тем, что сырье, добытое на разных карьерах, может незначительно отличаться: иметь примеси и особенности. Поэтому на каждом предприятии есть специалист, отвечающий за адаптацию технологий.

Статья про Казань 2

НЕ ТАК СТРАШНЫ САНКЦИИ…
Безусловно, компании, сумевшие найти качественное отечественное сырье, обладают преимуществом. Другое преимущество – это локальные производства и региональные представительства. Однако не в каждом регионе выгодно открывать филиалы. «Нет необходимости иметь представительство, например, в Казани, в 900 километрах от Москвы: транспортное сообщение развито хорошо, – отметил Н. Муклаков. – Но этой весной мы откроем представительство на Дальнем Востоке, с которым из-за разницы в восемь часов сложно работать с московским образом жизни».

Компании не только держатся на рынке, но и расширяют присутствие на нем. П. Гончаров рассказал о новом составе, разработанном российскими специалистами и уже сертифицированном в Европе. «Более того, в Европе создается филиал для производства этого покрытия, но поставки из России будут продолжаться», – заявил он.

Отечественный рынок тоже предоставляет неплохие возможности для производителей. По мнению Н. Муклакова, сейчас идеальное время, чтобы убедить потребителей: отечественные огнезащитные материалы могут быть надежными. «Поставлять материалы за границу мы не планируем – сейчас нам интересен российский рынок, – добавил Н. Муклаков. – Он становится более перспективным благодаря программе по развитию нефтегазовой отрасли».

Казалось бы, ни валютный рост, ни санкции не нанесли ощутимого вреда участникам огнезащитного рынка. «Да, мы зависим от евро, но не глобально: основная сырьевая база у нас российская. Производство и трудовые ресурсы также расположены в России», – заявила Елена Овчинникова, руководитель департамента энергетики и промышленных объектов ПТК А+В Promat. И все же события на политической и экономической арене не обошли российские компании стороной. «Вся наша продукция, поступающая заказчикам, выпускается на местных площадках, поэтому напрямую нас это не касается. Но это сказывается на кредитах и, как следствие, на нашем бизнесе: когда встают строительные объекты, нам некуда сбывать свое сырье», – добавил Д. Дудков.

Вместе с тем обвинять в медленном развитии отрасли лишь санкции и неблагоприятные обстоятельства было бы неприкрытым лукавством. Главные проблемы обозначены уже давно, и кроются они внутри. Участники конференций не устают повторять: основные сдерживающие факторы – это безразличие государства (и, как следствие, пробелы в законодательной базе) и ответственность (а точнее, безответственность) многих игроков.

ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА – НЕ МЕШАТЬ
«Государство инвестировать в разработки не будет, – уверен П. Гончаров. – В принципе, оно и не должно этим заниматься. Оно должно создать условия, чтобы мы могли работать и использовать свои возможности. Как у Promat, так и у других серьезных компаний, есть лаборатории, заводы. Я думаю, мы можем реализовать свой потенциал и без государства. Единственное, что нужно, – это чтобы оно не мешало компаниям развиваться».

На сегодняшний же день в распоряжении участников рынка – ГОСТы с размытыми формулировками и, как следствие, лазейки, которыми только рады воспользоваться фирмы-однодневки, а порой и более серьезные их коллеги. «Над этим предстоит еще много работать. И самое страшное в том, что мы как производители хотим, но зачастую не можем напрямую повлиять на эту ситуацию, и вынуждены иметь дело с тем, что есть», – поделился Д. Дудков.

Выступая с докладом, Н. Муклаков еще раз обратил внимание слушателей на нарушение технологий. В частности, количество дней, в которые проводятся работы по огнезащите, значительно превышает количество дней, разрешенных для проведения таких работ. «Существуют журналы, которые подрядчики должны заполнять во время выполнения работ, – пояснил Н. Муклаков. – Туда заносятся данные о температуре, о точке росы. Но эти журналы зачастую игнорируются: если подрядчик будет соблюдать все требования, то работа затянется надолго, он же ограничен по времени. Естественно, он будет нарушать технологии, и это огромная проблема».

Это общеизвестный факт, так и остающийся без внимания. В то же время существует много норм, по разным причинам запрещающих строительство. В результате при расширении производства с трудностями стакиваются даже те компании, которые заботятся о соблюдении экологических требований и об охране труда. Продолжая эту тему в рамках круглого стола, Павел Колесников, ответственный секретарь Подкомитета по вопросам пожарной безопасности Комитета по предпринимательству в сфере строительства (Торгово-промышленная палата РФ), призвал участников к совместному нормотворчеству. Таким образом, по его мнению, появится возможность избавиться от неточностей и лазеек в стандартах и сделать эти стандарты актуальными для российского рынка огнезащитных материалов. Д. Дудков добавил, что присутствие на подобных мероприятиях представителей надзорных органов полезно как для них самих, так и для производителей и проектировщиков.

Конечно, проблем в отрасли меньше не становится. И все же участники сошлись во мнении: небольшие подвижки в законодательной базе есть. Растет и уровень ответственности компаний, однако говорить о большом скачке еще рано. Спада на рынке огнезащиты, несмотря на обозначенные трудности, не ожидается. В связи с развитием энергетического комплекса, по мнению Н. Муклакова, возрастет спрос на антикоррозионные и огнезащитные материалы. «Можно ожидать увеличения инвестиций, – уверен он. – Крупным корпорациям сейчас выгоднее работать с российскими производителями».

Елена Матвеева

Статья про Казань 3

Смотрите также

ribbon-4_com3

Rockwool открыл в США новый завод

Компания Rockwool официально открыла в США завод по производству звукоизоляционных потолочных панелей из каменной ваты. Об этом …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя

Ваш e-mail

Контактный телефон